Музыкальный руководитель Локтева Анастасия Анатольевна

Формирование правильного дыхания у детей и его влияние на организацию певческого аппарата

Формирование правильного дыхания у детей и его влияние на организацию певческого аппарата

 

Пение – один из самых распространенных и излюбленных видов музыкального искусства. Песня сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В природе детского голоса уже заложены зачатки того исключительного многообразия тембровых оттенков и индивидуальных особенностей, которыми так богат человеческий «вокальный» голос. Но очень часто дети склонны к подражанию, они невольно начинают вплетать в свой голос чуждые их природе элементы. Дети часто стремятся спеть как можно громче, перекричать товарищей, что очень пагубно отражается на голосовом аппарате. Появляется форсированное звучание и сам процесс пения начинает даваться с большим трудом. Это проявляется следующим образом: напряженное состояние лицевых мышц, порывистый вдох с резким поднятием груди и плеч. Навык правильного певческого дыхания играет немаловажную роль в пении, так как от него зависит качество звука. Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох, во время которого происходит пение, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.

В певческой практике различают три основных типа дыхания:

1.Верхнереберное (ключичное),

2.Грудное,

3.Нижнереберное (нижнереберно-диафрагмальное).

Очень часто дети при пении используют первый тип дыхания, так называемое «ключичное дыхания».  Дыхание такого рода, раздвигая верхние ребра, поднимает ключицы и плечи, в то же время, заставляя несколько закрепощать дыхательные мышцы живота и диафрагму. Последние становятся как бы жестким опорным фундаментом для расширения верхней части грудной клетки. Именно поэтому в момент активного наполнения грудной клетки воздухом дыхательное расширение брюшной полости почти невозможно. 3 тип - смешанное дыхание — самый лучший тип дыхания для пения, так как он – естественный и присущ для речевого дыхания. Этот тип не вызывает перенапряжения мышц, полностью наполняет легкие воздухом, а значит, и обогащает легкие кислородом. Смешанный тип дыхания полезен и для здоровья, и для обучения пению, так как при этом дыхании проще всего организовать певческий аппарат, не допустить форсирование голоса, получить достаточное количество воздуха и затем экономно его расходовать. Педагоги, занимающиеся с детьми, являются не только учителями пения, но и воспитателями детей – в самом широком смысле этого понятия. Педагог только в том случае может заниматься индивидуальным обучением детей пению, если он очень хорошо изучил основные свойства детского голоса и, помимо этого, сам является вокалистом-исполнителем, музыкальный педагог должен уметь сам продемонстрировать разучиваемую песню. Чем чаще ребенок слышит хорошее пение, тем скорее у него воспитается представление о художественном пении и правильном звуке.


 
8 октября 2016 в 13:11